Прабхавишну Свами Сухарево 09.07.98г Господь Чайтанья, Верховная Личность Бога Высоко ценит общение с преданными, Не обращая внимания на общественный этикет. Итак, мы продолжим читать Мадхйа-лилу гл.8 "Разговор между Господом Чайтаньей и Рамананда Райем". Мы начинаем читать с текста 37. Слова Рамананда рая, он говорит: "Ты, Сама Верховная Личность Бога, поэтому никто не знает цели Твоей жизни. По Своей милости Ты касаешься меня, хотя это не санкционировано в Ведах". Санньяси строго настрого запрещено общаться с вишайей или материалистичными людьми. Однако, Шри Чайтанья Махапрабху по Своей безграничной и беспричинной милости проявил Свою милость каждому, независимо от рождения и положения. Итак, из этих стихов мы видим, что Рамананда Рай проявляет своё очень смиренное положение. Он считает себя материалистичным человеком. И обычно санняси не рекомендуется касаться таких личностей. Но Рамананда Рай подчеркнул, что Господь Чайтанья был очень милостив, так как Он обнял его. С другой стороны Господь Чайтанья смотрел на Рамананда Рая как на великого преданного, поэтому Он его обнял. В связи с этим есть история о том, как ГосподьЧайтанья обнял Санатану Госвами. Когда Санатана Госвами шёл в Пури, по пути он заразился какой-то кожной болезнью. Там, проходя через лес Джарикханда, он попил какой-то нечистой воды. И всё его тело покрылось язвами, которые сочились гноем. Когда он увидел Чайтанью Махапрабху, он поклонился ему издалека, считая себя осквернённой, нечистой личностью. Но Господь Чайтанья подошёл к нему, но Санатана Госвами попятился назад, но Чайтанья Махапрабху силой обнял его. Но Санатана чувствовал очень обеспокоенным таким поведением. И Господь Чайтанья так устроил, чтобы Санатана жил вместе с Харидасом Тхакуром. И каждый день Он приходил к ним в гости, и каждый день, при встречи Он обнимал Санатану. И Санатана Госвами подумал: "Я пришёл в Пури для того, чтобы совершать духовный прогресс. А вместо этого совершаю одни оскорбления". И тогда он принял решение, что во время Ратхаятры он кинется под колесницу и таким образом оставит тело. И Чайтанья Махапрабху понял мысли Санатаны Госвами. И тогда Он сказал Санатане Госвами: "Даже не смей об этом думать. Потому что, твоё тело - это не твоя собственность, а Моя собственность. Сам я должен жить в Пури по приказу своей матери. Но, много дел, которые необходимо сделать во Вриндаване. Поэтому ты должен идти и восстановить там утерянные места паломничества, ты должен писать там книги о преданном служении". Он посмотрел на Харидаса и сказал: "Посмотри на этого человека, он хочет разрушить чужую собственность". Таким образом Он убедил Санатану Госвами не заканчивать свою жизнь самоубийством. Прошло какое-то время, всё так и продолжалось, Господь Чайтанья приходил и обнимал Санатану Госвами. И вновь Санатана Госвами почувствовал себя обеспокоенным. И тогда он стал разговаривать на эту тему с Джагадананда Пандитом. И Джагадананда Пандит сказал: "Ну, вот видишь, Господь Чайтанья уже всё решил, что тебе надо пойти во Вриндаван. Побудь в Пури на время Ратхаятры, а потом отправляйся во Вриндаван". И после этого Санатана Госвами поговорил с Чайтаньей Махапрабху и сказал: "Я разговаривал с Джагаданандой и он мне посоветовал поступить так". Господь Чайтанья ужасно разозлился: "Кто такой этот Джага? Он ещё мальчишка, новичок. Ты на уровне его духовного учителя. Я не могу терпеть этого. Как это он посмел дать тебе совет? И тогда Санатана Госвами сказал Господу Чайтанье: "Мой дорогой Господь, Ты заставляешь Джагадананду пить нектар критики, а меня заставляешь пить яд похвалы". И тогда Господь Чайтанья сказал ему: "Я прославляю тебя и обнимаю тебя, потому что ты великий преданный. Я касаюсь твоего тела ради Своего собственного очищения. Поэтому не думай, что когда Я прославляю тебя, это какое-то лицемерие". И тогда Он вновь обнял Санатану. И все язвы с его тела исчезли. И тело Санатаны засветилось золотистым светом и стало прекрасным. Итак, из этой ситуации можно понять, что хотя Господь Чайтанья, это Сам Верховный Господь, Он пребывал в настроении преданного. И когда он видел какого-то очень возвышенного преданного, Он высоко ценил это общение, не обращая внимание на какой-то общественный этикет. Санатана и Харидас жили вместе, потому что в индуистском обществе они считались оба отверженными и не могли войти в храм Джаганатхи. Но Господь Чайтанья лично, каждый день приходил, чтобы пообщаться с ними. То же самое в случае с Рамананда Райем, когда Господь Чайтанья увидел его, Он сразу же пошёл к нему на встречу и сразу же обнял его, не зависимо оттого, что бы там не подумали другие по этому поводу. Следующий стих: Рамананда Рай продолжил говорить: "Ты пришёл сюда специально, чтобы освободить меня. Ты так милостив, что один можешь освободить все падшие души. Комментарий: Милость Господа Чайтаньи - освобождение падших душ Нароттам дас Тхакур поёт в своей "Прардхане": это песня, которую мы пели до этого: "Шри Кришна-Чайтанья прабху дойал коро море...". Мой дорогой Господь, пожалуйста, будь милостив ко мне. Кто может быть более милостив, чем Ты во всех трёх мирах. Ты появляешься здесь как воплощение, чтобы востребовать назад обусловленные, падшие души. Но я уверяю Тебя, что Ты не найдёшь души более падшей, чем я". Особенность миссии Господа Чайтаньи состоит в том, что Он приходит сюда, чтобы освободить обусловленные падшие души. Конечно же, в век Кали трудно найти, кто не является падшим с точки зрения ведического стандарта поведения. В своих наставлениях Рупе Госвами Шри Чайтанья Махапрабху описал так называемых последователей ведической религии следующим образом: "Так называемые последователи ведических принципов просто внешне принимают Веды. Но на самом деле, действуют вопреки ведическим принципам. И это является признаком века Кали. Люди заявляют, что они являются последователями того или иного типа религии, говоря, что: "Я являюсь индуистом, я - мусульманин, я - христианин, я то, я это". Однако, никто из них не следует принципам, которые изложены в священных писаниях. В этом состоит болезнь нынешнего века. Однако, милостивый Шри Чайтанья Махапрабху посоветовал нам просто воспевать Харе Кришна - Махамантру: "Харер нама харер нама харер нама эва кевалам". Господь может освободить любого, даже если человек отошёл от следования священным писаниям. В этом состоит особенная милость Шри Чайтаньи Махапрабху. И следовательно, Он известен под именем Патита-павана, то есть тот, кто освобождает все падшие души. Итак, много разных случаев, много разных примеров, как проявилась милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Во времена Господа Чайтаньи Махапрабху, конечно ярким примером милости стали Джагай и Мадхай. Но тем не менее, те преданные, которые были очень возвышенными, они считали себя очень падшими и вели себя очень скромно. Например, мы уже говорили о том, что Рамананда Рай был воплощением Вишакхи и Арджуны. Но он считал себя падшей душой. И в этом признак уттама-адхикари. Без сомнения, он не был падшей личностью, он был очень возвышенным преданным. Но Джагай и Мадхай были действительно падшими личностями, и все мы тоже были падшими. Так много людей по всему миру погружены в греховную жизнь. Однако, просто при помощи воспевания Харе Кришна они могут изменить своё сознание, они смогут очистить своё сердце и оставить греховную деятельность, и заняться преданным служением Господу. И Шрила Прабхупада основал ИСККОН именно для этой цели, для распространения милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Чтобы у каждого человека был шанс подняться до духовного уровня. Это вовсе не требует высшего образования или большого богатства, это не требует какого-то знатного происхождения. Всё, что требуется, это просто принять наставления Шри Чайтаньи Махапрабху и применить их практически в своей жизни. Это совсем не сложный процесс, это очень прямой и простой процесс. Однако, преданный должен быть очень бдительным и тщательно охранять себя от пагубного влияния материальной энергии. Это означает, что он должен находиться в обществе тех, кто предан Шри Чайтанье Махапрабху. И он должен задействовать свой ум, своё тело постоянно в служении Господу. Тогда он сможет всегда оставаться на духовном уровне. Мы продолжаем читать дальше. Текст 39: Обычным занятием святых людей является освобождение падших. Именно по этому, они ходят по домам людей, несмотря на то, что лично у них нет там никаких дел. Комментарий: Распространяя миссию Господа Чайтаньй Преданные находятся под непосредственным покровительством Шри Чайтаньи Махапрабху Санньяси должен просить подаяния от двери к двери. Он просит подаяния вовсе не потому, что он голоден. Истинная цель его проповеди состоит в том, чтобы просветить каждого жителя каждого дома в сознании Кришны. Саннйаси вовсе не отказываются от своего высшего положения, не становятся попрошайками, просто ради того, чтобы что-то получить. Подобным же образом, человек, живущий семейной жизнью, может быть очень важной личностью, но он может по своей собственной воле принять отречённый образ жизни монаха. Рупа Госвами и Санатана Госвами были министрами. Но они по своей собственной воле приняли жизнь странствующих монахов, для того, чтобы смиренно проповедовать послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Эта строчка характеризует Госвами следующим образом: Хотя они происходили из очень аристократичной семьи, они стали странствующими монахами просто для того, чтобы освобождать падшие души, в соответствии с приказом Шри Чайтаньи Махапрабху. Так же необходимо понять, что те, кто занимается миссионерской деятельностью, распространяет сознание Кришны, находится под непосредственным руководством Шри Чайтаньи Махапрабху. И они на самом деле, не являются какими-то попрошайками. Их истинная задача состоит в том, чтобы освобождать обусловленные души. Поэтому они могут идти от двери к двери и показывать людям книги о сознании Кришны, чтобы люди как-то просветились, читая эти книги. В былые времена брахмачари и санньяси собирали милостыню, ходя от двери к двери. Сейчас же, особенно в западных странах, если человек просит пожертвование от дома к дому, он может попасть за это в полицию. В западных странах попрошайничество считается преступлением. Однако, у членов общества сознания Кришны нет такого занятия просто попрошайничать. На самом деле, они очень тяжело трудятся, чтобы представить эти книги о сознании Кришны, чтобы сами люди могли почитать и получить от этого благо. Однако, если кто-то даёт пожертвование преданному сознающему Кришну, преданный никогда не отказывается от пожертвования. К сожалению, в Индии были такие времена, когда преданные надевали на себя одежду санньяси и ходили от двери к двери, просто для того, чтобы наполнить свой желудок. И они толком не занимались никакой серьёзной проповедью. И естественно, что это бросило на вайшнавов тень, создало им плохую репутацию. Их стали называть вайраги, и люди смотрели на них свысока. Я слышал запись лекции одного преданного. Он рассказывал ободном диалоге между двумя индусами. Разговаривая на свои семейные темы один сказал другому: "Один сын стал адвокатом, другой умер, а третий,... а, что говорить, стал вайраги вайшнавом". И Шрила Прабхупада, ещё в детстве видел, как его отец приглашал различных санньяси на обед. И на него не сильное впечатление производило большинство из них. Именно по этой причине он не очень-то хотел идти на встречу со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. И его друг вынужден был попотеть, чтобы уговорить его туда пойти. И естественно, что когда он увидел Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура. Он очень вдохновился и понял, что перед ним настоящий вайшнав. Итак, суть в том, что преданные могут ходить от двери к двери, но они проповедуют им сознание Кришны, они дают им книги, они дают им прасад. То есть, между ними и людьми существует определённый обмен. В "Упадешамрите" Рупа Госвами говорит, что между вайшнавами существует шесть видов любовных взаимоотношений. И один из видов взаимоотношений, это принимать дары и давать дары. И Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху говорит, что когда преданные проповедуют сознание Кришны, дают книги и потом взамен получают пожертвование, это как раз можно приравнять к этому любовному взаимообмену. И это очень важный принцип. И те, кто серьёзно настроены следовать за Господом Чайтаньей, должны унаследовать вот это настроение проповеди, раздачи сознания Кришны другим. Преданные должны с энтузиазмом выходить на распространение книг, на проповедь, на харинамы, на организацию программ, на лекции, на публичные программы, на программы намахатта. Также очень важно ходить на храмовые программы, на распространение прасада. Так осуществляется любовный обмен между самими преданными и между преданными и другими людьми. И это очень вдохновляет всех в духовной жизни. Именно таким образом распространяется движение сознания Кришны. Я в связи с этим прочитаю ещё один стих. Это стих из ШБ: "Мой дорогой Господь, иногда святые личности ходят по домам домохозяев. И, как правило, эти домохозяева являются довольно узколобыми людьми. Когда святая личность посещает дом такого человека, то можно понять, что нет какой-то другой цели, кроме как дать этому домохозяину какое-то благо. Вопрос: (не слышен) Ответ: А почему вы ничего не можете дать взамен? - Ну, вы проповедуете людям? Если вы проповедуете, то вы, конечно, даёте какое-то духовное знание. Конечно, лучше, если храм вас может снабдить какими-то носителями этого знания. Естественно, что во времена Господа Чайтаньи не было ни книг, ни визитных карточек. Всё, что они делали, это говорили людям: "Повторяй Харе Кришна". И естественно, проповедовали им какую-то философию сознания Кришны. Вопрос: (не слышен) Ответ: Я не могу сказать, сколько он каждый день повторял, но думаю минимум шестнадцать. Я видел видеозапись из Лос-Анджелеса, как Шрила Прабхупада в своей комнате повторял мантру, ходил туда - сюда с чётками. Он был очень погружённым в воспевание. Есть так же известная запись, которая распространена по всему ИСККОНу, где его джапа, её можно послушать. Вопрос: Гуру - Махарадж, если преданный выбрал духовного учителя, а духовный учитель не даёт сейчас пранаму, можно ли совершать служение с медитацией на выбранного духовного учителя? Может ли он медитировать на его фотографию? Ответ: Нет наверно такой силы, которая бы могла остановить человека от таких поступков. Нет никакого закона, который бы запрещал медитировать на чью-то фотографию. Бывает так, что преданный инициирован одним гуру, а потом вдохновляется другим гуру и смотрит на его изображение. Или какой-то другой вайшнав вдохновляет, или вообще он не инициирован, но, тем не менее, он имеет фотографию этого духовного учителя. В некоторых местах я даже видел, что на столе у преданных стоят фотографии моих учеников. И даже были такие случаи, когда один ученик спрашивает у другого, может ли он принять моего брата в Боге в качестве своего шикши-гуру? Нет никаких правил, которые бы запрещали нам, стояли на пути вдохновения, которое приходит к нам от пути возвышенных, серьёзных вайшнавов. Естественно, если кто-то очень серьёзно хочет принять кого-то шикши-гуру, то он должен получить на это разрешение своего инициирующего духовного учителя. В связи с этим, я скажу несколько слов о моём отношении к нынешнему вопросу. В прошлом году, кажется, в июле я сказал, что больше не буду давать пранама-мантру и не буду принимать кандидатов в ученики. И в прошлом году в СНГ я никому не давал инициации. Я сказал, что все должны ждать по меньшей мере, ещё один год. Сейчас я рассматриваю кандидатуры тех преданных, которые повторяли пранама-мантру в течении довольно долгого времени. Но, я продолжу пока такую политику, что я не буду принимать новых кандидатов, пока я не буду никому давать пранама-мантру. На неопределённый период времени. Некоторые преданные обращались ко мне за пранама-мантрой. Но я сказал, что пока я не даю её никому, потому что у меня уже много учеников. В будущем, может быть, я позволю повторять пранама-мантру, а может быть нет. Поэтому, я не хочу давать никому ложных надежд. Поэтому, может быть, вам стоит подумать о том, чтобы выбрать кого-то другого инициирующим духовным учителем. Если вы не хотите этого делать, вы можете ждать. Но я не могу дать вам никакой гарантии, что я буду приниматьещё кандидатов. Однако, если вы хотите выбрать кого-то другого инициирующим духовным учителем, то я для вас являюсь своего рода источником каких-то вдохновений, как шикши-гуру. Вы можете слушать мои лекции, я ничего против этого не имею. Если естественно, ваш инициирующий гуру ничего против этого не имеет. Вопрос: Гуру - Махарадж, какие усилия нужно прилагать, чтобы научиться шраванам? Ведь всё мы слушаем, но не слышим. Ответ: Вы должны продолжать процесс практики. Даже если вы не можете сосредоточиться и быть внимательным, всё равно вы получите эти блага. Наибольшей силой, конечно, обладает внимательное слушание и воспевание. Но, даже наполовину внимательное слушание тоже обладает силой, конечно меньшей силой. И совсем невнимательное слушание ещё меньшей силой обладает. Но, тем не менее, какая-то сила есть. Если вы совсем не можете контролировать свой ум, всё равно слушайте и воспевайте в той мере, в какой вы можете. Чем больше вы практикуете, тем более и более вы становитесь внимательными. Я помню, однажды в Лондоне Шрила Прабхупада давал лекцию в индуистском храме. Мы тоже там были. И он давал лекцию на хинди. И он сказал нам: "Вы тоже сидите и слушайте, вы тоже получите благо". Мы даже не могли понять вообще ни одного слова. Но, тем не менее, всё равно какое-то благо мы получили. Вопрос: Гуру - Махарадж, вы говорили о смирении вайшнава. Но, вот чистый преданный, такой как Бхактивинода Тхакур, у него нет недостатков. Почему же они в себе их видят? В своих песнях они говорят о том, что он какой-то ужасно материалистичный и так далее. Как же он видит то, чего нет в нём? Ответ: Тем не менее, таков признак уттама-адхикари. Человек пятого класса говорит, что он видит в себе одни добродетели, а в других одни недостатки. У него нет ни одного хорошего качества. Но как-то он умудряется в себе видеть хорошие качества. А человек первого класса, как раз наоборот, он не имеет недостатков, но постоянно думает, что он полон недостатков. И он постоянно пытается улучшить себя. Харе Кришна. 1